Отрывок из книги архимандрита Рафаила (Карелина) «Путь христианина».
Братия и сестры! Сегодня праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. История древа Креста восходит ко временам древних патриархов. Святой праотец Лот, племянник великого угодника Божия Авраама, находясь долгое время в стране Содомской, развращенной и проклятой Богом, жил непорочно и свято. Но, оказавшись со своим семейством в уединении, в пустыне, на горе Сигор, он впал в страшный грех и, принося покаяние в своем преступлении, умолял святого Авраама, дабы тот испросил для него прощение от Бога.
Авраам дал Лоту три сухих ветви — от сосны, кедра и кипариса — и сказал: «Посади их рядом и поливай каждый день водой из Кедронского потока. Если эти ветви расцветут, то значит Господь простил тебя».
Лот так и поступил.
Каждый день он шел к Кедронскому потоку, набирал воду в глиняный сосуд, в кувшин с широким горлом, и нес его в гору. Путь преграждали колючие кусты, и поэтому тело его было изранено шипами и иглами.
Но вот как-то повстречался ему в этом безлюдном месте незнакомец. Он спросил у Лота: «Не дашь ли ты мне напиться воды?» Лот ответил: «Я имею заповеди от своих родителей: принять странника, напоить жаждущего и накормить голодного; пей, брат мой». Тот взял кувшин и выпил. Когда Лот пришел на место, где посадил три ветви, то увидел, что кувшин пуст. Незнакомец одним глотком осушил огромный сосуд.
Через некоторое время он вторично повстречался Лоту и снова попросил: «Дай мне напиться». Колебался Лот, как ему поступить, но не мог нарушить заповедь — напои жаждущего — и снова дал ему испить воды. И опять кувшин оказался пустым. И он полил ветви лишь своими слезами. А потом отправился к Аврааму, рассказал ему о странном незнакомце. Авраам выслушал, и сложив две ветви крест-накрест, сказал: «Покрой этим свой кувшин, а когда встретится тебе тот незнакомец, скажи: «возьми и пей», и посмотрим, что будет».
Так и сделал Лот. Незнакомец снова взял кувшин, но когда открыл его, то, увидев крест, с криком исчез.
Авраам сказал впоследствии Лоту: «Это был демон. Помни, чего боится темный дух».
…А через три года ветви зацвели и чудесным образом соединились в одно дерево, вызывавшее удивление у всех, кто видел его. Говорят, что сам царь Соломон сказал о нем: «Благословенно древо, через которое спасутся народы».
Когда создавали Иерусалимский храм, то ствол этого дерева решили употребить для постройки. Дерево срубили, но то ли уже работы закончились, то ли строители не знали, как использовать его, только оно оказалось брошенным около стен храма. А затем — превращено в маленький мостик, перекинутый через ручей, протекавший неподалеку.
Так в течение столетий по нему проходили люди. Оно попиралось ногами тысяч и тысяч людей и было покрыто слоем вековой пыли и грязи. Когда Иисуса Христа отдали на распятие, то Его враги решили в издевку над Ним сделать крест из этого дерева. И Господь нес Крест, как бы знаменуя, что Он взял на Свои рамена нашу духовную грязь и стер ее.
После распятия Иисуса Христа, Его Крест вместе с крестами разбойников был закопан в глубоком рве. С той поры преступников на Голгофе не казнили, и враги Христа, чтобы осквернить это место, забрасывали холм мусором и нечистотами. Однако это не помешало Голгофе стать величайшей святыней и местом паломничества уже для первых христиан.
<…>
…при царе Константине (в IV веке), в Иерусалиме был построен огромный великолепный храм Воскресения Христова на месте Голгофы и погребения Спасителя. Часть Голгофского холма была снесена, и та пещера, где лежало тело Иисуса Христа, оказалась внутри храма. Над ней (уже в самом храме) устроили небольшую часовню, престолом которой послужило ложе, принявшее когда-то бездыханное тело Спасителя. То место, где стоял Крест, очерчено и на нем написаны слова: «Приидите, поклонимся подножию ног Его!»
<…>
Голгофу, то место, где находился Крест Господень, враги Христа старались осквернить. Во II веке император Адриан построил на этом месте капище во имя языческой богини любви Венеры, где происходили гнусные обряды. Однако, братия и сестры, святыню невозможно осквернить, подобно как не может человек плевком своим погасить свет солнца. Святыню невозможно осквернить, подобно как золото, покрытое грязью, не теряет своей ценности.
В книге «Луг Духовный» рассказывается, как один монах, случайно зашедший в пустую пещеру, увидел там молящегося ангела и спросил его: «Кто ты?» Ангел ответил: «Когда-то здесь был священный алтарь, и я был послан Богом как хранитель престола этого храма. Прошло уже много времени, и с тех пор как алтарь разрушен, здесь никого нет, но я охраняю это место, ибо оно свято».
Сила Креста Господня
Когда израильский народ находился в пустыне, то в одном месте, где он остановился, было много ядовитых змей. Эти змеи скрывались в песке, в расселинах скал, нападали на людей. Их укусы были смертельны, погибали тысячи. Стан израильтян, наполненный трупами, стал походить на кладбище. И вот тогда, по Божественному откровению, Моисей сделал из меди змия и вознес на шесте. Как говорят святые Отцы, этот шест имел форму креста. Моисей велел поднять его над станом, чтобы весь народ мог видеть изображение змия, и тот, кто после укуса ехидны успевал взглянуть на крест с медным змием, не умирал. Святые Отцы объясняют, что здесь — пророчество, здесь — предзнаменование Креста Иисуса Христа, а змий — это грех и демон, побежденный на Кресте.
Земная жизнь подобна пути. И идем мы среди духовных змей и скорпионов. Змеи — это демоны, яд — это грехи. Если мы успеем взглянуть на Крест, а «взглянуть» — значит покаяться от души, то мы не умрем, мы будем спасены, лишь бы покаяние наше было искренним.
<…>
Братия и сестры, Крест и распятие — основа нашей веры, это основа нашей жизни. Если мы не жертвуем собой ради других в своей повседневной жизни, то угасает наша вера, пропадает наша надежда, умирает наша любовь. Чтобы быть верующими, мы должны стараться всегда жертвовать чем-то для других, помогать другим, нести их кресты.
Когда мы стремимся к своему счастью, но забываем о других, тогда счастья мы не достигаем, душа наша остается пустой и холодной. Хотя бы мы испытали все земные наслаждения, все равно мы будем чувствовать неудовлетворенность, чувствовать тоску и мертвенность, как будто нас покрывает какой-то черный покров. Те, кто отдает жизнь свою ради других, те — самые счастливые люди, а особенно — кто несет мученический крест. В житии св. мученицы Перпетуи, римской аристократки, записан ее рассказ. Она была брошена в подземелье, в тюрьму, где вместе с умирающими лежали разлагающиеся трупы. Римская патрицианка, ноги которой не касались земли, которую по улице рабы носили на носилках, теперь лежала в грязной, смрадной темнице среди трупов, и она писала: «Никогда я не была так счастлива, как теперь, когда я страдаю за Христа, эта темница кажется мне самим раем!»