Неделя 5-я по Пятидесятнице (об исцелении гергесинских бесноватых)

(Евангелие от Матфея, 28 зачало, глава VIII, стих 28-34)

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В Евангелии, братия и сестры, мы слышим о многих чудесах Спасителя, о бесчисленных делах Его милости к погибающему человеческому роду. Люди, уже потерявшие надежду на помощь земную, прибегают ко Христу, еще не зная, что Он — Всемогущий Бог, но просто видя ту дивную силу, которая исходит от Него. С разными скорбями, бедами, немощами приходят ко Спасителю и ни одного не найдем мы случая в Евангелии, чтобы отказал Он хотя бы кому-нибудь в Своей Божественной помощи. Нет. От иных Он ждет усиленных прошений, других исцеляет по единому слову, кого-то находит и врачует Сам — но врачует, исцеляет, спасает всегда. Таково Его отношение к нам, братия и сестры, отношение безмерно любящего Бога к сотворенным Им людям.

Но вот что удивительно — какое разное отношение ко Христу можно видеть у самих исцеленных, облагодетельствованных Им! Правда, кто-то решается последовать за Спасителем, сам становится благовестником Царства Небесного, но сколько же было совершенно других — напрочь забывавших о своем Благодетеле, а то, может быть, и восстававших затем против Него!

Об одном из подобных сему случаев мы слышим в Евангелии, которое читалось сегодня. Некогда Господь прибыл в страну Гергесинскую. Двое бесноватых встретили Его. Это были люди, наводившие ужас на жителей той страны. Они жили во гробах и были так страшны и свирепы, что никто не смел проходить мимо того места, где они обитали. Они давно уже не владели собой, потеряли, казалось, самый разум, но духи нечистые, бывшие в них, страшились Христа, знали вместе с тем, что нет такого места, где можно было бы укрыться от Него. И вот они сами взывают к Нему: «Что Тебе до нас, зачем пришел Ты сюда прежде времени мучить нас?» Они знают, что время их мучений уже определено, но до той поры желают мучить людей сами, в сытость насладиться страданиями, излить на человеческий род всю свою ненависть.

Но милости у Господа они найти не могут, поскольку лишены ее сами. Единственная милость — это позволение Спасителя не идти им в бездну, а войти в пасшееся поодаль свиное стадо. Однако и здесь их злоба в своем отвратительном обличье: едва вошли они в неповинных животных, как все стадо, влекомое ими, низверглось с крутизны в море и погибло в воде.

Удивительное и страшное это было событие и пастухи, лишившиеся стада, в ужасе бежали прочь. Придя в близлежащий город, они рассказали жителям обо всем, что видели, и о том, как исцелил Господь бесноватых. И вслед за тем всем городом, как сказано в Евангелии, вышел навстречу Иисусу, и люди просили, чтобы Он удалился от их приделов (см.: Мф. 8, 28–34).

Трудно, братия и сестры, на первый взгляд, понять, почему так поступают эти несчастные люди, почему точно безумные, гонят Христа прочь от своих селений. Ведь, кажется, великое чудо произошло только-только; сами бесноватые, прежде наводившие на всех ужас, теперь кроткие и тихие, стоят здесь же, свидетельствуя о всемогущей и спасающей силе Христовой.

Но все дело в том, что у каждого своя мера, свое отношение к происходящему в жизни, своя, если можно так сказать, шкала ценностей. И для этих людей были, наверное, гораздо дороже погибшие свиньи, нежели исцеленные собратья, они переживали горечь утраты. И проще сказать, главное, что есть в человеке, сердца их, были заняты этими свиньями и потому ужасались, а вот для Христа места в них не было.

Нет, братия и сестры, и слов таких, чтобы выразить, что значит для нас книга книг — Святое Евангелие. Ведь даже если мы не живем по Евангелию, все равно, Евангелие — это наша жизнь, она вся отражена в нем, в нем — разрешение всех ее вопросов, ответ на все недоумения. В нем — мы сами, со всем, что только кроется в наших умах и сердцах. И то, чего мы порой не сможем или даже не захотим увидеть и признать в себе, мы, точно в каком-то удивительном зеркале, увидим в самом Евангелии.

Что такое, братия и сестры, эти свиньи, о которых мы слышим в сегодняшнем чтении? Какое место они занимают в нашей с вами жизни? По слову одного замечательного проповедника, свиньи — это наши собственные страсти, оскверняющие наши сердца и делающие их непотребными для Бога. Свиньи — это, в то же время, материальное благополучие, достаток, удобства этой жизни, то есть все, от чего не хочет человек отказаться ради Христа и ради чего, напротив, так часто пренебрегают Самим Христом.

Если мы заглянем глубоко в свое сердце, мы увидим, что очень, очень часто совершаем тот же грех, что и безумие, которому удивляемся, слыша о жителях страны Гергесинской. Да, и мы, и не однажды, а многократно просим, чтобы Господь удалился от нас, дал нам власть самим быть хозяевами собственной жизни, чтобы не нашел в ней ничего по Своей Божественной воле, а предоставил все воле нашей.

Мы видим, что Господь требует от нас многого. Мы слышим в Евангелии, как Господь говорит: «…кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38). А взять Крест, значит быть готовым отказаться ради Христа от всего, что может помешать нам идти за Ним. Помешать идти за Ним, то есть исполнять Его заповеди. А на этом пути много помех. Ради чести, славы, достатка, просто для исполнения своих желаний как часто идет человек на обман, на лукавство, на множество мелких и крупных преступлений против заповедей Христовых. Ради удовлетворения своих страстей чего только ни делает человек! А ведь и сами эти страсти в себе уже содержат грех, сами мерзость перед Богом. И как часто человек просто не оставляет места в своей душе ни для чего Божественного, Небесного, но все заполняет такой привычной его сердцу бессмысленной суетой.

Вот и получается, что не только просит человек Христа отойти от своих приделов, но и прямо не допускает Его в них, когда принимает Евангелие не во всей его перерождающей глубине, а лишь какую-то «меру», которую устанавливает для себя сам. Сколько всего греховного, противного Богу любит человек! И вот он, угадывая в том или ином слове Спасителя повеление отказаться от предмета своей греховной любви, как бы «не понимает» этого слова, не хочет видеть его истинного смысла. Человек не допускает до себя Христа, когда произвольно остается в своих грехах, когда не слушает обличений совести — голоса Божия, звучащего в своем сердце. Он тогда уподобляется затыкающему уши, чтобы не слышать, что вещает этот голос, смежающему очи, чтобы не видеть Божественного Света.

Человек, братия и сестры, не допускает до себя Христа и тогда, когда пренебрегает тем самым действенным средством спасения, которое предоставлено нам — покаянием. Покаяние очищает от грехов, врачует сердечные раны, а главное — вновь возвращает человеку утерянную им через греховное удаление от Бога благодать. Но такую силу имеет покаяние искреннее, приносимое от души. А как часто наше покаяние бывает холодным, безжизненным! Часто человек кается так, будто отдает какую-то дань, исполняет долг и не более того. И нередко сквозь привычное исчисление грехов как бы раздается обращение человека к Богу: «Вот, Господи, мои грехи, я назвал их, но оставить их не могу и не хочу. И Ты, Господи, Сам ничего не меняй в моей жизни, а оставь в ней все так, как я хочу…» Не расторгает человек в покаянии по слову Пророка, сердца пред Богом, и не входит Христос в это сердце, не преображает его.

Но вот, что, братия и сестры, особенно удивляет в сегодняшнем Евангелии, что заставляет задуматься. Безумные люди гонят Христа. И что же? Ничего. Он просто уходит, оставляет их. Разве не мог Он их наказать, Всесильный и Всемогущий Бог, не мог вразумить их хотя бы страхом?

Когда в одном из селений, через которое проходил Господь с учениками Своими, Его не приняли, то апостолы, исполнившись праведного гнева, воскликнули: Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел на них с неба и истребил их?» Но Спаситель запретил им, сказав: «Не знаете, какого вы духа». Господь говорит о Себе, что Он кроток и смирен сердцем, таков Его дух — смирения и кротости, ибо не губить людей, но спасать их пришел Он на землю (см.: Лк. 9, 53–56).

Потому и нас не наказывает Он тотчас, но дает место Своей милости и долготерпению, снисходя к нашему неразумию, Он просто удаляется от нас. Но вместе с тем есть ли, братия и сестры, что-то страшнее, чем это удаление?

Когда отходит Господь от приделов души, то кто тогда поможет ей? Свиньи, то есть страсти, свободно пасутся тогда в человеческом сердце. Но в этих свиньях — демоны-человеконенавистники. И стоит им лишь пожелать, как возбудив это страшное скопище страстей, увлекают они человека с крутизны искушения в бездну падения, которое так стремительно, так страшно совершается, когда нет рядом с человеком спасающего Христа.

И в вечности — что ожидает душу, которая здесь удалила от себя Господа своим противлением Ему? Ведь там, в бесконечном бытии, Он откроется как единственная жизнь, единственное блаженство человеческого сердца, и кто не соединился с Ним от всего сердца здесь, как сможет быть с Ним там, в мире ином, непреходящем?

Да, братия и сестры, никто не станет с этим спорить, наша жизнь действительно очень сложна. Все время, каждый час, каждое мгновение в ней наполнены борьбой, в нашем сердце совершается выбор между Небесным и земным, между заповедью и страстью, между жизнью и смертью. И тем тяжелее бывает нам делать правильный выбор, чем более привыкли, прилепились мы к тому, что утешает нас на земле, доставляет удовольствие, удовлетворяет страсти. Все это так знакомо, осязаемо и оттого дорого. А того, что на небесах, мы не знаем, оно сокрыто от нас. И потому нам необходимо чаще, чаще вглядываться в вечность, помышляя о тех неизъяснимо великих дарах, которые уготованы в ней Господом для последовавших Ему. Мы должны чаще вспоминать, размышлять о жизни Небесной, чтобы наши сердца возгорелись любовью к ней, возжелали ее, к ней устремились. Таков путь всех, кто ищет спасение своей души, кто не желает растоптать свою душу, этот дивный цветок, не желает похоронить ее в земном прахе. И многие уже прошли этим путем, перешли от тления к нетлению.

Отчего же бывает так трудно вступить на этот путь для нас? Наверное, оттого, что наши сердца лишены свободы. Господь в Крещении даровал свободу каждому, разрешил от всех уз и оков. Но мы вновь попадаем в плен страстей по собственной воле и уже не можем расторгнуть этих пут сами. Потому-то так трудно нам, потому так часто мы малодушно и отступаем от Бога, и Его страшимся, и просим не приближаться к нам и ничего не менять в нашей жизни. Но не страх только должен быть в нашем сердце. Мы должны не только бояться, но и любить. Любить Бога и верить в Его любовь к нам, верить, что Он и сегодня и готов, и желает даровать нам свободу. В Апокалипсисе сердце человека сравнивается с затворенной горницей. Господь стучится в нее, но не входит, если человек не откроет сам. А мы, если и не имеем сил отворить дверей сердца своего, то будем, по крайней мере, взывать ко Господу от всей скорбящей души, будем просить, чтобы Он сам освободил и помиловал нас. И Он откликнется на этот призыв, Сам войдет в наши сердца, очистит и освятит их, изгонит из них всякую страсть и всякого демона и соделает дивным храмом Своего Божества. И если мы, боясь потерять Его, будем молитвой и жизнью, преданной Ему, удерживать Его при себе, то Он никогда не оставит нас, не отойдет от наших приделов, но и здесь, на земле, пребудет с нами и в нас, и в вечности откроется нашим сердцам как наше нескончаемое блаженство, как наша бессмертная жизнь. Аминь.
Игумен Нектарий (Морозов)

Другие новости

В Саратовскую православную духовную семинарию требуется мойщик посуды.

Варианты графика работы:2/2, рабочее время с 08.00 до 20.00 ч.5/2, рабочее время с 09.00 до 17.00 ч.Заработная плата 16 000…

4 ноября клирики и прихожане храма «Утоли моя печали» приняли участие в традиционном крестном ходе с КАЗАНСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

4 ноября клирики и прихожане храма «Утоли моя печали» приняли участие в традиционном крестном ходе с Казанской иконой Божией Матери.…

ЕПИСКОП СИМОН СОВЕРШИЛ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ В ХРАМЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» Г. САРАТОВА

📝 3 ноября, в канун празднования Казанской иконе Божией Матери, епископ Шахтинский и Миллеровский Симон совершил всенощное бдение в храме…