Рождественское послание Митрополита Саратовского и Вольского ЛОНГИНА священному клиру, боголюбивым инокам и инокиням, всей богоспасаемой пастве Саратовской епархии

Посетил ны есть 07свыше Спас наш, Восток востоков,
и сущии во тьме и сени обретохом истину,
ибо от Девы родися Господь.

Светилен праздника

 

Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братия и сестры!

В эту святую Рождественскую ночь мы вновь молитвенно переживаем пришествие в мир нашего Господа и Спасителя. Богослужение Православной Церкви делает нас свидетелями и сопричастниками Рождества Христова. И сегодня всё в нем говорит о тайне, непостижимой умом ангельским и человеческим, и всё оно наполнено светом и ликованием, призывает нас возрадоваться явленной нам безмерной любви Божией: В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4, 10).

Смиренная Дева рождает Всецаря, убогая тесная пещера принимает Невместимого Бога, простые вифлеемские пастухи славят Его вместе с Ангельским воинством, земные мудрецы обретают истинный Свет разума в Младенческой простоте — всё преображается с пришествием в мир Господа. За внешне неприметными событиями открывается нам великое таинство Рождества: на земле воплощается Слово. Творец мира, Единый от Троицы Сам приходит для того, чтобы разрушить средостение между Богом и человеком. С момента грехопадения и поныне, по слову святых отцов, между нами и Богом — медная стена греха, которую человек возводит своим своеволием и непослушанием. Но вот Сам Христос-Спаситель, приклоняя небеса, Своей любовью воскрешает в падшем человеке образ Его Небесного Отца, дарует ему возможность вечной жизни. Благодатный неизреченный мир наполняет израненные и страдающие человеческие сердца.

Трудно найти человека, который ничего не знал бы о Рождестве, не чувствовал бы светлой радости этого праздника, не понимал бы, что вместе с Рождеством Христовым в нашу земную жизнь входит нечто принципиально важное, меняющее человеческое бытие. И в то же время спросим себя: много ли сегодня людей, которые спешат встретить Рождественскую ночь в храме, за богослужением; которые не только радуются празднику, но и сознают, что единственное, чем человек может ответить на любовь Христову,— любовь к Богу и изменение своей жизни?

Поздравляя друг друга с Новолетием, которое в нашем календаре стоит рядом с Рождеством, люди неизменно желают друг другу «нового счастья». Этого неведомого, но вожделенного счастья они ищут, к нему стремятся. Но практически никогда не обретают, потому что, если человек живет без Бога, он не может найти довольства ни в чем. Мы видим, что и в жизни нашего общества в целом с годами тоже не наблюдается очевидных, явных для всех изменений к лучшему. И дело не только в тех внутренних противоречиях, которые раздирают его сейчас, не только в каких-то экономических трудностях. Современному человеку все сложнее становится не только услышать и принять Благую весть, но и просто — остановиться и задуматься о собственной жизни. Мир в наше время особенно холоден и жесток, он со все большей очевидностью разделяется на тех, кто стремится к успеху любой ценой, и тех, кто просто лихорадочно пытается выжить. Идеология потребления превращается в страшную, безбожную религию не только в обескровленной бесчеловечными экспериментами XX столетия России, но и во всем мире. И мы наблюдаем за тем, как эта идеология день за днем насаждает повсеместно свою собственную, абсолютно несовместимую с христианством, враждебную ему систему ценностей. Оттого людям, приходящим сегодня в Церковь, очень трудно объяснить то, что еще недавно было естественным для человека. Ценность семьи, нерасторжимость брака, жертвенность, целомудрие, смирение, патриотизм, верность, благородство — все эти понятия и добрые человеческие качества забываются, отбрасываются как ненужные, несовременные, мешающие услаждаться свободой потребления. И особенно страшно то, что «продуктом потребления» становятся сегодня зачастую не только вещи, но и люди…

Можно дать этому много различных объяснений, вспомнить о том, что как раз таким-то и запечатлен в Апокалипсисе образ мира, стремительно движущегося к своему концу. Но гораздо важнее задуматься о другом: о нашем месте в этом мире, о нашей собственной жизни. Ибо есть в происходящем вина и нас, христиан: очень часто мы, и духовенство, и миряне, не полностью отвечаем своему предназначению. Ведь именно мы, каждый из нас, должны быть, по слову Спасителя, светом для наших неверующих близких, свидетельствуя жизнью об истине Евангелия, являя образ подлинного христианства, самоотверженного исполнения заповедей Христовых. И как бы трудно ни было это, но к такому подвигу призваны мы Господом, и там, где наши скудные человеческие силы иссякнут, Он всегда готов прийти на помощь. Только бы мы сами не оставляли этого подвига, только бы не забывали о своем высочайшем христианском звании и долге.

Мы, братия и сестры, самые счастливые люди, и это счастье даровал нам Господь. Даже если мы переживаем вместе с миром и страной тяжелые времена, видим общечеловеческую и собственную духовную немощь — мы никогда не должны унывать и отчаиваться. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8).Так же, как две тысячи лет назад, Спаситель приходит и в наш мир, в котором, кажется, как и прежде, господствуют безверие и беззаконие, насилие, уныние, бедность и болезни. Но зло больше не имеет абсолютной власти над человеческой душой! Господь Иисус Христос принял на себя наши немощи, чтобы исцелить их. Чтобы привести нас к Богу, Он пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных (1 Пет. 3, 18). Его Крестная жертва, безмерная Божественная Любовь каждого из нас ведет от смерти в жизнь, от ненависти к любви, от земли к Небу.

Господь никогда никого не неволит и не принуждает к вере. Он ждет нашего доверия и согласия отворить Ему дверь своего сердца. Предав Себя на Крестную смерть за нас, Он ожидает ответа — нашей ревности к добрым делам (ср.: Тит. 2, 14), благодарности, решимости потрудиться ради Него, потому что все доброе в нашей жизни не дается без усилий. Если пока по немощи человеческой не удается нам исполнить в полной мере заповедь Божию о любви — до самопожертвования послужить ближнему, от всей души полюбить того, кто не любит нас,— надо хотя бы не ответить злом на зло, не ожесточиться сердцем, с терпением перенести укоры, болезнь или скорбь.

Возлюбленные о Господе братия и сестры! Празднуя Рождество и входя в новое лето благости Божией (см.: Пс. 64, 12), возблагодарим Бога за все то доброе, что удалось нам сделать в минувшем году: открывались новые приходы, строились и реставрировались храмы, Церкви возвращались ее святыни, в их числе — саратовский Спасо-Преображенский монастырь. Свидетельством возрождения и развития церковной жизни в нашей епархии стало преобразование ее в митрополию. На территории Саратовской области были образованы две новые епархии — Покровская и Николаевская, Балашовская и Ртищевская. Избраны и рукоположены новые архипастыри, задача которых — евангельское благовестие, забота о храмах и церковном народе. Еще одним из важнейших событий года в церковной жизни стало первое празднование СобораСаратовских святых, молитвами которых да укрепит Господь нашу веру, нашу любовь к Богу и людям.

Дорогие братия и сестры, от всего сердца поздравляю вас с мироспасительным праздником Рождества Христова! Пусть воссияет свет его в сердцах наших, наставляя и утешая нас, утверждая в добром намерении идти за Христом. Будем, по слову апостола, устроять из себя дом духовный (1 Пет. 2, 5), чтобы не оскудевали в наших душах любовь и благодарность, чтобы всегда звучало в них рождественское славословие нашего Творца и Господа: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14).

И да пребудет с нами милость Родившегося Богомладенца, возлюбленного Сына Божия, ставшего подобным нам Человеком, чтобы спасти нас и возвести в Свое Небесное Царствие!

Смиренный Лонгин,
Божией милостью
Епископ Саратовский и Вольский
Рождество Христово
2011/2011 г. Саратов

Другие новости

С 17 по 30 ноября в Покровском соборе города Саратова будет пребывать ковчег с частицей мощей святого великомученика Пантелеимона.

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Свт. Димитрия, митр. Ростовского. Прп. Иова, игумена Почаевского. Божественная литургия

Богослужение возглавил протоиерей Сергий Ксенофонтов. Ему сослужили: иерей Максим Васильев и диакон Александр Леншмидт.

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Свт. Димитрия, митр. Ростовского. .Всенощное бдение.

Богослужение возглавил протоиерей Сергий Ксенофонтов. Ему сослужил диакон Александр Леншмидт.